Информбюро >> Женская красота и всё о ней |
Женская внешность. История «стандартов».
Подростковый возраст и юношество – это периоды, в которых часто происходит фиксация на своей внешности, критичное отношение и недовольство ею, причём порой независимо от пола. Нередко это является следствием навязываемых обществом стереотипов и оборачивается для подростка борьбой с «лишним» весом и желанием выглядеть как можно стройнее, что в свою очередь может превращаться в навязчивое состояние, которое становится заболеванием.
Но всегда ли существовало современное отношение к женской красоте? Отнюдь! Взгляды на идеальную женскую фигуру, её пропорции, на протяжении всей истории менялись постоянно. Более того, в различных культурах эти взгляды отличались до полной противоположности. Продолжают они своё изменение и сейчас. Впрочем, есть современные исследования, которые показывают, что существует некий «золотой стандарт» и в этой, весьма изменчивой сфере, который привлекает мужчин независимо от их расы и вероисповедания и подразумевает, прежде всего, здоровое функционирование человеческого организма, как биологического вида.

Дошедшие до нас памятники искусства Древнего Египта дают ясное представление о том, как выглядели и одевались представители различных сословий. Идеальными и у мужчин, и у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги. Современный английский археолог Леонард Котрелл так писал о древнеегипетских красавицах: «Как бы радовались египетские дамы, если бы знали, что даже спустя 5 тысяч лет они могут вызывать восхищение! Красавицы Греции и Рима восхищают, но не волнуют нас. Они кажутся такими же холодными, как мрамор, из которого они изваяны. Но если надеть на Нефертити платье „от Диора“, и она войдёт в нём в фешенебельный ресторан, то будет встречена восхищёнными взглядами присутствующих. Даже её косметика не вызовет пересудов».
Выщипанные ресницы и брови, выбритый лоб, выпирающий живот. Невероятно, но в XV веке таков был идеал женской красоты в Европе. В готические времена женщина, чтобы выглядеть беременной, то есть наиболее привлекательной для мужчин, подкладывала специальные подушки.
Дама подвергалась болезненной процедуре эпиляции: на волосы у корней накладывалась едкая смесь из аурипигмента и негашёной извести. После того, как кожа была очищена, на лоб наносили составы, призванные воспрепятствовать росту волос - кровь летучих мышей или лягушек, сок цикуты или золу, предварительно вымоченную в уксусе. Волосы у красавицы должны были быть непременно светлые, белокурые или рыжие, их мыли смесью золы, яичных белков и мыла, затем заплетали в косы, подкладывая подушечки из конского волоса, после чего украшали золотыми нитями или нитками жемчуга, а сверху накидывали полупрозрачные вуали.
Для обретения густой шевелюры дамам рекомендовалось натирать голову порошком, включавшим истолчённые крылышки пчёл и шпанской мухи, орехи и пепел от сожжённых ежовых иголок.
Иногда погоня за модой превращалась в игру со смертью. Чтобы улучшить цвет лица, женщины подмешивали в пудру мышьяк, натирали кожу белладонной – растением, содержащим сильнейший яд. Злоупотребление свинцовыми белилами влекло за собой настоящую трагедию. Прекрасная дама быстро старела и дурнела.
Старинные рецепты снадобий стали известны благодаря медикам Салернской школы (Италия, XII век), знаменитого центра научной медицинской мысли всей Европы. Книги, посвящённые косметическим средствам, продавали всевозможные торговцы. Женщины покупали их и сами изготавливали притирания. Но существовали и местные рецепты. Так один учёный медик ратовал за употребление окиси свинца, а обитательница Пиренейских гор отдавала предпочтение «доморощенным» средствам: кашице из миндаля, смешанного с мёдом, настоем из ромашки и подорожника.
В середине XVII века пухлые животики сменила мода на осиную талию. Дамы стали затягивать себя в корсеты. Обладательницы 48 см в талии считались уже достаточно полными женщинами, поэтому старались затянуть себя до 38-35 см, чтобы рассчитывать на статус красавицы. Затянутые в корсеты женщины не могли нормально дышать, есть, постоянно падали в обморок.
Чтобы понять, что происходит в организме женщины, когда она в корсете, физиологи провели эксперимент. Затянули талию в 77 сантиметров на 20 сантиметров корсетом и отправили женщину на рентген. Результат - диафрагма резко поднята, сердце приобрело уткообразную лежачую позицию. Контуры лёгочных полей ужаты, воздушность их резко уменьшена. Современная женщина в таких тисках не выдержала бы и 3-х часов.
Художники эпохи Возрождения, изображая лицо человека, соблюдали следующие правила: ширина лица должна быть в четыре раза больше ширины носа, а высота лба, длина носа и подбородка должны быть одинаковыми. Единственное правило, которое в наши дни не используется, касается соотношения размера носа и губ.
Исследователи выяснили, что художники Ренессанса предпочитали изображать более маленький рот. Согласно недавнему исследованию, наиболее привлекательным считается, когда рот в 1,6 раза шире носа. Современники Леонардо да Винчи полагали, что рот должен быть шире носа в 1,5 раза.

С появлением так называемых «титанов Возрождения» - да Винчи, Микеланджело, Рафаэля - идеальная женская фигура преображается. Теперь это - статная, полнокровная, пышнотелая женщина высокого роста с широкими плечами, широкими бёдрами, полными руками и ногами.
Воспевание телесной полноты - символа жизненной силы - достигает апогея в картинах Тициана и Рубенса. Свой идеал пышной белокурой женщины Рубенс нашёл в 53-летнем возрасте, женившись на 16-летней Елене Фоурмент. Именно она изображена на картине "Шубка".
На протяжении всего XX столетия образ женской притягательности неоднократно менялся. В моде был образ воздушной, неземной красавицы (балерина Анна Павлова) и образ, притяжение которого базировалось на ощущении холодности, таинственности и недостижимости (актриса Грета Гарбо).
В 30-е годы женщина, вышедшая на улицу с ненакрашенными губами, считалась почти что голой. Иконы красоты и стиля того времени поражали своей ухоженностью, изысканностью и утончённостью.
Актриса Норма Джин Бейкер Мортенсон (сценическое имя - Мерлин Монро) стала родоначальницей амплуа «классической блондинки» - инфантильной, без претензии на интеллектуальность, культивирующей идеологию «Diamonds Are A Girl`s Best Friends» («Бриллианты – лучшие друзья девушек»). И по сей день образ, созданный Мэрилин Монро, является общепринятым символом женской красоты ХХ века (узкая талия, крутые бёдра, подчёркнутая грудь, покатые плечи).
В 70-е входит в моду здоровый образ жизни и аэробика.
В 80-х увлечение спортом и правильным образом жизни сформировало новый тип красоты – в моду входит худоба, подтянутость, появляются представления о том, что красивая женщина должна быть высокой, широкоплечей и длинноногой. В массовом сознании прочно утвердилась формула красоты «90-60-90».
В начале XXI столетия признание экзотических красавиц типа Наоми Кэмпбелл и Бейонс Ноулз рождает моду на черты африканской внешности, загар и пухлые губы. Негритянки же наоборот начинают распрямлять вьющиеся волосы и окрашивать их под блондинок, но главное - красивой начинает считаться женщина, умеющая найти свой стиль и преподнести себя, свою уникальность.
А вот британцы объявили настоящую войну идеалу красоты, предполагающему худобу и нулевой размер бюста. Сегодня в стране иные каноны красоты. Подтверждение тому – вице-мисс Англия, Хлоэ Маршалл (17 лет). Девушка обладает пышными формами и не стесняется их демонстрировать. Со своим 50-м размером одежды она обошла семерых соперниц, которые носят 34-й размер. При росте 178 см и весе 80 кг девушка стала первой в британской истории претенденткой на почётное звание с параметрами “plus-size”.
Автор статьи психолог службы Психологического Доверия СПб ГБУЗ ГКДЦ «Ювента» Станислав Казанский