Информбюро >> ••• Ответственность и рискованное поведение |
Роль личности подростка в профилактике и формировании ответственного отношения к рискованному поведению
Подростковый возраст – это первый этап жизни, во время которого человек начинает отвечать за себя сам и принимать самостоятельные решения. Уже к 13-14 годам формируется абстрактное мышление, на базе которого подростки способны полностью понимать взрослых и самостоятельно принимать правильные решения, а также чувствовать, что актуально для них в данный момент времени.Основные требования подростков заключаются в том, что они переходят от веры в авторитеты к требованию доводов, от фактов – к их объяснению.
У подростков нередко формируется персональный миф: сознание того, что они столь уникальны, что являются исключением из обычных законов природы и будут жить вечно. Это чувство неуязвимости и бессмертия, вероятно, и лежит в основе рискованных форм поведения. Лишь по мере взросления, нередко путем проб и ошибок, накопления опыта, приходит понимание, что мораль и нравственность – это признание прав, уважение принципов других людей, понимание хорошего и плохого.

Готовность подростков к рискованному поведению следует воспринимать как неизбежность, свойственную этому возрасту. Средством сдерживания опасного для здоровья поведения может оказаться только высокий уровень морали и правильное воспитание с самого раннего возраста.
Уместно привести следующие слова В.Г. Белинского: «Нравственная чистота вовсе не заключается в неведении, но подразумевает сохранение добродетели при достаточной осведомленности».
Для девушек в сексуальных отношениях гораздо важнее эмоциональный компонент, а для юношей – телесный. Часто подросток пробует потерять девственность вовсе не с той девушкой, в которую влюблен. Сексуальное влечение у мальчиков проявляется раньше, чем у девочек, которые находятся еще на стадии романтической влюбленности. Поэтому, девочки вынуждены начинать половую жизнь вовсе не испытывая в этом потребности, идя на поводу требований близости у их гиперсексуальных юношей.
Девочки ждут высоких любовных «улетов», наслаждений, о которых слышали, читали или видели на экране, однако действительность разочаровывает их. В отличие от мальчиков, которые испытывают оргазм на эротической стадии, девушки почти никогда подобного не ощущают.
Стремясь к достижению наслаждений, девушки могут вести беспорядочную половую жизнь, меняя партнеров и уже не стремясь познавать высокие идеалы первой любви с ее ведущей чувственно-эмоциональной значимостью.
Необходимо знать, что при одном и том же календарном возрасте сексуальное влечение у разных подростков будет неодинаковым. Разной будет и потребность в сексуальной информации и мерах профилактики рискованного поведения.